Главная » 2010»Март»28 » ИТАЛИЯ Особенности кофемании по-итальянски / 25.03.2010
0:32 AM
ИТАЛИЯ Особенности кофемании по-итальянски / 25.03.2010
Умер Эмилио Лавацца. Его
называли Синьором Эспрессо и был он живым воплощением итальянской национальной
идеи. Слово Lavazza большинство из нас знает как бренд кофе для эспрессо-машин.
На самом деле это фамилия. В конце ХIХ века Луиджи Лавацца открыл кофейню в
центре Турина. Через поколение бизнес дорос до 50% итальянского рынка,
присутствия в 90 странах и более миллиарда евро годового дохода. Дорос
благодаря тому что сегодня кажется очевидным – Лавацца первым стал фасовать молотый
кофе в вакуумные упаковки.
Эспрессо с гарантированным
качеством стало возможно сварить на любой кухне вне зависимости от расстояния
до фабрики, вне зависимости от умения покупателя жарить и молоть зерна. Всего-то
и нужны – вода, конфорка и каффеттиера (свинчивающаяся за 15 секунд кофейник из
трех деталей). Италия пьет треть всего эспрессо в мире, но в стране нет сетевых
кафе (ни Costa Coffee, ни Café Nero, ни Starbucks). Более того, крупные сетевые
кафе в Италии даже трудно себе представить. Зато на каждом углу – минимум по
два мелких семейных. Семейные кафе и есть покупатели Lavazza.
Модель поведения Lavazza
работает (вопреки всем книгам по корпоративным финансам) поскольку естественно
следует традиции, чем вызывает доверие и лояльность клиентов. Эмилио Лавацца
воплощает идею итальянского капитализма – идею artigiani (производное от arte) мелких
ремесленников, которые относятся к своему ремеслу как к искусству. Lavazza –
бизнес семейный, монопродуктовый и монобрендовый. В Италии никто не ставил
Starbucks заградительных пошлин – просто традиция семьи и ремесла-искусства противоречит
сетевому стандарту. И это несочетание эта национальная идея инстинктивно
понятна всей нации – даже если идея безпафосна и негражданственна, как чашечка
ристретто с ложечкой сахара.